Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на повторное направление налоговым органом поручения на возврат налога, в случае неисполнения по каким-либо причинам первоначального поручения.

21.09.2016

Решение АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2016 по делу № А56-42946/2016

По результатам камеральной проверки налоговый орган принял решение о возврате Обществу суммы НДС. В связи с чем, налоговый орган направил в УФНС заявку на возврат налога, для последующей передачи в Управление Федерального Казначейства. УФНС направило указанную заявку на возврат налога в УФК.

В адрес Общества налоговым органом направлено Уведомление о произведенном возврате.

Однако заявка не была исполнена в связи с ее выемкой сотрудниками Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции на основании возбужденного уголовного дела в отношении Общества по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Поскольку возврат НДС не был произведен, Общество обратилось в суд с требованием признать незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в неисполнении обязанности по возврату суммы налога на добавленную стоимость.

По мнению налогового органа, им не было допущено неправомерного бездействия, поскольку налоговый орган совершил необходимые действия, предусмотренные налоговым законодательством, приняв решение о возврате налога, и направив заявку на возврат налога в Казначейство, но Казначейство было лишено реальной возможности исполнить указанное поручение в связи с произведенной в рамках уголовного дела в отношении Общества выемкой заявки на возврат налога, полученных Казначейством от налогового органа.

Однако суд удовлетворил требование Общества, указав следующее:

1. Согласно п. 8 ст. 176 НК РФ поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действующее налоговое законодательство возлагает на налоговые органы бесспорную обязанность по возврату НДС в предусмотренных НК РФ случаях и порядке.

2. ВАС РФ неоднократно признавал в своих актах, что обязанность налогового органа по возврату налога прекращается с момента поступления суммы налога на счет налогоплательщика.

Довод налогового органа о том, что изъятие следственными органами заявки явилось препятствием для надлежащего исполнения налоговым органом пункта 8 статьи 176 НК РФ, является не обоснованным, как не основанный на Законе.

Пунктом 8 статьи 176 НК РФ предусмотрено направление налоговым органом, принявшим решение о возврате налога, поручения на возврат налога органам казначейства, а не заявки.

Направление в органы казначейства заявки на возврат в силу прямого указания пункта 8 статьи 176 НК РФ не может быть приравнено к направлению поручения на возврат в органы казначейства.

3. Изъятие следственными органами файла с заявкой на возврат Обществу НДС не является основанием для налогового органа не осуществлять возложенную на него Законом обязанность, и постановление о производстве выемки не отменяет указанной обязанности налогового органа в соответствии с нормами НК РФ и на основании собственного же решения произвести возврат налога и не препятствует такому возврату.

Следственные органы в установленном порядке не приняли процессуального документа, ограничивающего или исключающего обязанность налогового органа по исполнению его законных функций по возмещению НДС.

Каких-либо решений об отмене или приостановлении исполнения указанных выше решений налогового органа о возврате НДС ни налоговым органом, ни следственными, ни иными органами не принималось.

4. Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на повторное направление налоговым органом заявки (поручения) на возврат налога, в случае неисполнения по каким-либо причинам первоначальной заявки (поручения), в целях безусловного исполнения возложенной на него Законом обязанности по возмещению суммы налога.

С учетом изложенного, налоговый орган допустил бездействие, которое является незаконным, как не основанное на нормах законодательства о налогах и сборах, и нарушает предусмотренное главой 21 НК РФ право налогоплательщика на возмещение налога в соответствии с установленными условиями и порядком.

 

Количество просмотров: 408
Архив новостей