Налоговый кодекс не обязывает налогоплательщика контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах его поставщиками.
01.05.2016
Налоговый кодекс не обязывает налогоплательщика контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах его поставщиками.
Постановление АС ВВО от 24.03.2016 по делу № А43-9245/2015.
Налоговый орган провел выездную налоговую проверку Общества, по результатам который доначислил НДС, пени и штраф.
Основанием послужил вывод ИФНС об отсутствии реальных финансово-хозяйственных операций Общества с некоторыми контрагентами, а именно:
1) указанные контрагенты не располагали условиями для ведения реальной производственной деятельности (отсутствие работников, расходов на оплату коммунальных платежей, связь, аренду и прочих) что подтверждается протоколами допросов директора указанных организаций.
2) отсутствие доказательств факта перемещения образцов изготовленных изделий от Общества до места доработки, с учетом полученной негативной информации о контрагентах;
3) результаты проведенной экспертизы и анализ расчетных счетов свидетельствует о том, что фактически услуги вышеуказанными организациями налогоплательщику не оказывались. Счета-фактуры подписывались неуполномоченными лицами;
4) один контрагент Общества находится на УСН, другой на ЕНВД, налоговые декларации по НДС не представляли, НДС не уплачивали.
Общество обратилось в суд. Суды, удовлетворяя заявленные требования Общества, указали следующее:
1) Доказательств аффилированности или взаимозависимости Общества и упомянутых контрагентов налоговым органом не представлено. При этом заявитель действовал с должной осмотрительностью и осторожностью при выборе контрагентов, получив информацию о контрагентах при помощи интернет сервисов ФНС России;
2) Директор контрагентов Общества пояснил, что учредил организации по собственной инициативе, адресом их регистрации является место его жительства; не отрицал наличие взаимоотношений с Обществом, а напротив подтвердил факт заказа необходимой продукции у третьих лиц с целью исполнения обязательств перед заказчиком, поскольку созданные им организации самостоятельно производственной деятельностью не занимались. Кроме того, не отрицая отсутствия работников по трудовым договорам, указал, что созданные им организации привлекали лиц по договорам подряда, в том числе для исполнения заключенных договоров привлекалась сторонняя организация, так как у нее была возможность изготовления пресс-форм, указанных в спецификациях; производилась оплата через расчетный счет.
3) Налоговый орган не доказал факт того, что Общество знало или должно было знать о подписании выставленных ему счетов-фактур неуполномоченными представителями организаций-контрагентов. Кроме того, в отношении подавляющего большинства первичных документов, оформляющих спорные хозяйственные операции, в том числе счетов-фактур, экспертом сделан только вероятностный вывод, основанный на предположении;
4) Ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
5) Доказательств того, что спорная продукция не поставлялась, а услуги оказаны другими контрагентами, инспекцией не представлено;
6) поскольку контрагент, выставив счет-фактуру с выделенной суммой НДС, на основании пункта 5 статьи 173 Кодекса должен уплатить предъявленную в счете-фактуре сумму налога в бюджет, налогоплательщик, оплатив стоимость приобретения товаров (работ, услуг) с учетом НДС, вправе заявить сумму налога к вычету. Отсутствие сведений об исполнении контрагентом его обязанности по уплате налога в бюджет не может служить основанием для отказа в применении вычета, т.к. в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении № 329-О от 16.10.2003 налогоплательщик не несет ответственность за действия (бездействия) третьих лиц по выполнению возложенных на них обязанностей;
7) Пункт 6 статьи 169 НК РФ не обязывает налогоплательщика контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах его поставщиками, а также проверять наличие у иного лица - поставщика полномочий на подписание счетов-фактур для предъявления сумм налога к вычету;
8) Отсутствие у контрагентов Общества технических возможностей для выполнения работ по изготовлению продукции, отсутствие сведений о наличии у поставщиков трудовых ресурсов, необходимых для выполнения указанных работ, не опровергают реальность спорных хозяйственных операций. На основании пункта 1 статьи 706 ГК РФ подрядчик, выполняющий работы по договору подряда, может привлечь для исполнения части работ (всех работ) другие организации, а также индивидуальных предпринимателей, если из закона или договора подряда не вытекает иное;