Постановка на налоговый учет в связи с изменением места жительства предпринимателя производится не на основании сведений, внесенных в ЕГРИП, а на основании сведений, поступивших от органов, осуществляющих регистрацию (миграционный учет) физических лиц по
25.05.2016
Постановка на налоговый учет в связи с изменением места жительства предпринимателя производится не на основании сведений, внесенных в ЕГРИП, а на основании сведений, поступивших от органов, осуществляющих регистрацию (миграционный учет) физических лиц по
Постановление АС ВСО от 22.04.2016г. по делу № А78-7426/2015
Индивидуальный предприниматель обратилась в Арбитражный суд с заявлением, о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невнесении сведений в ЕГРИП об изменении сведений о месте жительства предпринимателя.
По мнению предпринимателя, данное бездействие налогового органа нарушило ее права, поскольку после изменения места жительства, инспекцией была назначена выездная налоговая проверка предпринимателя, однако в этот период времени она должна была находиться на учете в ином налоговом органе, и фактически находился на месте постоянного жительства в другой области. Поэтому ей пришлось вернуться на прежнее место жительства, а также перевезти документацию как лично, так и с использованием услуг почты. В результате, были нарушены права предпринимателя, выразившееся в фактическом нарушении права на нахождение по месту жительства, а так же возникли финансовые затраты (несение дополнительных расходов ввиду проведения контрольных мероприятий не по месту жительства налогоплательщика).
Суд первой инстанции согласился с доводами предпринимателя и удовлетворил ее требование о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невнесении сведений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей об изменении сведений о месте жительства предпринимателя.
Однако, апелляционная и кассационная инстанции не согласились с судом первой инстанции, указав следующее:
1) Апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о допущенном инспекцией незаконном бездействии по своевременному внесению в ЕГРИП сведений об изменении места жительства предпринимателя, однако посчитал, что указанное нарушение не нарушает прав и законных интересов ИП, а также посчитал, что представленные налоговым органом дополнительные доказательства свидетельствуют о том, что смена места жительства произведена заявителем формально, для вида, с последующей целью отмены решения о назначении выездной налоговой проверки по формальным основаниям.
Одно только нарушение закона не является основанием для удовлетворения рассматриваемых требований, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов ИП в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) В качестве доказательств таких нарушений ИП ссылался исключительно на последствия, связанный с назначением выездной налоговой проверки, то есть, по мнению предпринимателя, назначением проверки ненадлежащим налоговым органом.
Из системного толкования норм п. 1 ст. 83 и п. 2 ст. 89 НК РФ следует, что при рассмотрении вопроса о налоговых органах, которым предоставлено право проведения выездной налоговой проверки, следует понимать, что таким налоговым органом является не налоговый орган, который располагается в определенной местности, где зарегистрировано физическое лицо по конкретному адресу, а налоговый орган, в котором физическое лицо на момент принятия решения о проведении выездной проверки состоит на учете по такому основанию, как место его жительства;
3) Назначение выездной проверки индивидуального предпринимателя связано с фактом его постановки на учет в соответствующем налоговом органе, при этом постановка на налоговый учет в связи с изменением места жительства предпринимателя производится не на основании сведений, внесенных в ЕГРИП, а на основании сведений, поступивших от органов, осуществляющих регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания).
При таких обстоятельствах в настоящем деле дата внесения сведений в ЕГРИП о месте жительства индивидуального предпринимателя не может влиять на правоотношения предпринимателя, связанные с проведением выездной налоговой проверки.
4) Следовательно, являются ошибочными доводы ИП о том, что несвоевременное внесение в ЕГРИП сведений об изменении места жительства предпринимателя привело к нарушению его прав и законных интересов, связанных с назначением и проведением выездной проверки ненадлежащим налоговым органом.