НК РФ не предусмотрено наступление для налогоплательщика негативных налоговых последствий в случае неправомерных действий его контрагентов, если сам налогоплательщик в рамках гражданско-правовых отношений действует добросовестно.
26.05.2016
НК РФ не предусмотрено наступление для налогоплательщика негативных налоговых последствий в случае неправомерных действий его контрагентов, если сам налогоплательщик в рамках гражданско-правовых отношений действует добросовестно.
Постановление АС ЦО от 12.04.2016 по делу № А62-2595/2015.
Налоговый орган пришел к выводу о том, что ИП не соблюдены условия для применения вычета по НДС, поскольку предприниматель не подтвердил факт реальных хозяйственных операций с основными поставщиками, а именно: представленные ИП документы не соответствуют действительности и содержат недостоверную, противоречивую информацию, контрагенты по юридическим адресам не находятся, деятельность от их имени осуществляется неуполномоченными лицами, они не располагают материальными, трудовыми, транспортными и техническим ресурсами для осуществления хозяйственной деятельности, ИП действовал неосмотрительно, при заключении сделок, получении товарных накладных, счетов-фактур с подписью, отличной от подписи в договоре и т.д., ИП не убедился в личности и полномочиях подписывающих документы лиц, не выяснил сведений об их положении на хозяйственном рынке, их добросовестности как налогоплательщиков.
ИП обратился в суд. АС первой инстанции отказал ИП в удовлетворении заявленных требований. Однако апелляция и кассация с ним не согласились, указав следующее:
1) Обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета, возлагается на продавца. Следовательно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в упомянутых счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений;
2) Налоговой инспекцией не оспаривается факт поставки товара предпринимателю контрагентами, факт его оплаты, а также дальнейшей реализации.
3) Судом не был исследован вопрос относительно полномочий лиц, подписавших спорные товарные накладные и счета-фактуры. Результаты экспертизы свидетельствуют лишь о том, что подписи от имени руководителей контрагентов на указанных документах выполнены не руководителями, а другими лицами. Между тем, требования к оформлению бухгалтерских документов не устанавливают обязательность подписи руководителя предприятия-поставщика, определяя возможность делегирования таких прав.
5) Инспекция указывает, что контрагенты Общества не представляли налоговую отчетность, на момент налоговой проверки их счета закрыты, представители предприятий не являются на вызовы в инспекцию, не представляют информацию на запросы налоговых органов, отсутствуют по адресу регистрации, у предприятий «массовый» руководитель, «массовый» адрес регистрации и т. д.
Однако все мероприятия налогового контроля, по отношению к данным контрагентам (запросы, вызовы, розыски и т.д.) были проведены за пределами проверяемого периода. Налоговые проверки данных юридических лиц не были своевременно проведены, что обязательно по закону.
Все эти обстоятельства могут лишь свидетельствовать о возможной
недобросовестности самих контрагентов, но не могут являться основанием для привлечения общества к налоговой ответственности в установленном законом порядке.
НК РФ не предусмотрено наступление для налогоплательщика негативных налоговых последствий в случае неправомерных действий его контрагентов, в том числе по исполнению ими налоговых обязательств перед бюджетом, если сам налогоплательщик в рамках гражданско-правовых отношений действует добросовестно.