АС Московского округа: Срок исковой давности начинает течь с момента, когда налоговый агент узнал о переплате, и оканчивается не датой подачи заявления о возврате в налоговый орган, а датой подачи искового заявления в суд.
20.12.2016
АС Московского округа: Срок исковой давности начинает течь с момента, когда налоговый агент узнал о переплате, и оканчивается не датой подачи заявления о возврате в налоговый орган, а датой подачи искового заявления в суд.
Постановление АС МО от 14.12.2016г. по делу № А41-98521/2015
22 августа 2014 года Общество подало заявление в ИФНС о возврате излишне уплаченного в 2011 году налога на доходы физических лиц. Поскольку налоговый орган отказался рассматривать указанное заявление без достаточных на то оснований, Общество обратилось в суд с требованием об обязании налоговой инспекции возвратить излишне уплаченный налог на доходы физических лиц за 2011 г. в сумме 1,8 млн. руб.
Суды трех инстанций отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований. При этом, у каждого были новые аргументы.
А. Арбитражный суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований, указав следующее:
1. Пунктом 7 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ.
2. Срок для обращения налогоплательщика в налоговый орган с заявлением о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога следует исчислять со дня уплаты суммы налога в бюджет. Иного законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
3.Обязанности налогового агента в части сроков удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц предусмотрены статьей 226 НК РФ и не связаны с окончанием налогового периода, в отличие от обязанностей налогоплательщиков, установленных статьями 227, 228 НК РФ.
4. Уплата НДФЛ по окончании налогового периода (календарного года) предусмотрена не для налоговых агентов, а для случаев, когда физическое лицо должно уплатить НДФЛ со своих доходов.
5. Пунктом 2 статьи 230 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Однако положение пункта 2 статьи 230 НК РФ не исключает вывода о том, что Общество должно было и могло знать о сумме фактически начисленного и удержанного у налогоплательщика налога за соответствующий период (месяц).
6. Об излишней уплате НДФЛ общество должно было узнать в том месяце, в котором НДФЛ был исчислен, удержан и перечислен в бюджет, то есть переплата у общества образовывалась нарастающим итогом ежемесячно с апреля 2011 года по декабрь 2011 года.
Б. Апелляционная инстанция подтвердила решение суда первой инстанции, указав, порядок определения времени, когда налоговый агент мог узнать о переплате:
Исходя из правовых подходов, содержащихся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08, вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, суд должен разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности: установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
В. Кассация, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, указала дату окончания срока исковой давности:
Устанавливая факт пропуска трехлетнего срока исковой давности для возврата излишне уплаченного налога в судебном порядке, суды первой, апелляционной инстанции исходили из того, что о факте переплаты налоговый агент узнал не позднее декабря 2011 года, в связи с чем срок исковой давности истекает в декабре 2014 года. При этом исковое заявление подано в суд в ноябре 2015 года, то есть за пределами исковой давности, что и явилось основанием для отказа в удовлетворении имущественного требования.
Срок исковой давности начинает течь не с момента уплаты налога, а с момента, когда налоговый агент узнал о переплате, и оканчивается не датой подачи заявления о возврате в налоговый орган, а датой подачи искового заявления в суд.